Публикации

“Неуд” от потребителя

   “СБ.” уже писал о начале работы Ставропольской краевой общественной организации “Союз защиты прав потребителей и предпринимателей [СКОО СЗПП] “Общественный контроль”. В октябре на базе этой структуры в Ставрополе открылась еще и общественная приемная окружной организации потребителей “Центр правовой защиты”.  

   В преддверии крупномасштабного новогоднего сейла тема реализации в крае закона “О защите прав потребителей” выглядит отнюдь не праздной. Практически каждого из нас обсчитывали, обвешивали, многие были введены в заблуждение и стали покупателем некачественной, просроченной и контрафактной продукции. При этом наказать недобросовестного продавца получается далеко не всегда. Уповать на защиту государства в этом вопросе, конечно, нужно, но у власти порой недостаточно рычагов, а также желания защищать права потребителей. Так что без гражданской инициативы самих потребителей улучшить ситуацию вряд ли возможно.

   За прошедшее время в нее поступило неожиданно много жалоб граждан на работу сферы торговли и услуг. Реагируя на это, специалистами СКОО СЗПП “Общественный контроль” совместно с участием экспертов был проведен ряд мероприятий по мониторингу состояния потребительского рынка на территории края и, в частности, предприятий торговой сферы.

  О промежуточных результатах исследования и роли общественных организаций в наведении порядка на потребительском рынке корреспондент “СБ” побеседовал с президентом СКОО СЗПП “Общественный контроль” Сергеем Харитоновым.

— Сергей Алексеевич, в российских реалиях общественные организации не обладают должным авторитетом и способностью влиять на ситуацию так, как это происходит в странах Запада. За счет чего “Общественный контроль” может сделать местный потребительский рынок прозрачнее и законопослушнее?

— Действительно, в странах с рыночной экономикой хорошо развит общественный контроль, а гражданское общество является серьезным препятствием для недобросовестных предпринимателей. В России же общественные организации по защите прав потребителей имеют возможность проводить проверки с целью осуществления контроля за соблюдением правил торгового, бытового и иных видов обслуживания. Однако их деятельность пока нельзя назвать скоординированной и эффективной.

  Подчас со стороны государственных контролирующих структур мы видим только статистику о количестве проверок на потребительском рынке, а не глубокий анализ состояния дел. А ведь именно на основании этого анализа региональные и муниципальные власти должны строить соответствующие программы. Поэтому без сигнала “снизу” сложно двигаться дальше.

   Мы со своей стороны хотим выступить посредником в диалоге между бизнесом, властью и конечным потребителем. Союз должен стать региональным центром, в который будет стекаться актуальная информация. В дальнейшем планируем, ориентируясь на сигналы от потребителей, проводить всевозможные исследования, опросы и контрольные рейды в различных сегментах рынка товаров и услуг. К слову, в настоящее время у нас не только работает общественная приемная, но и специальный сайт в сети Интернет, куда потребители могут адресовать свои критические замечания и предложения по улучшению уровня обслуживания на краевом потребительском рынке.

   Задачи, которые мы поставили перед собой, очень сложны, но я уверен, что, тесно координируя свою работу с надзорными и контролирующими органами, предпринимателями и потребителями, мы сможем добиться ощутимых результатов. Главное — не нужно ждать какого-то крупного ЧП на потребительском рынке, а начинать соответствующую работу уже сегодня.

— В самом названии вашей организации присутствует слово “предприниматель”. Чем привлекателен “Общественный контроль” для бизнеса?

— Нами разработаны конкретные меры для тех предпринимателей, которые хотят работать цивилизованно. Они получат соответствующую поддержку. В число приоритетных задач Союза входит создание клуба добросовестных предпринимателей. Наше сотрудничество с правоохранительными органами, организация госконтроля и надзора будут способствовать пресечению торговли контрафактными, фальсифицированными и некачественными товарами.

    Идя навстречу предпринимателям, государство уменьшило административные барьеры, значительно сократив количество проверок. Система саморегулирования и самоконтроля бизнеса так и не заработала. Нарушений на потребительском рынке остается много, и число их не снижается. Но здесь следует отметить, что одни предприниматели нарушают закон осознанно, а другие, и таких большинство, — в силу незнания его требований. Поэтому большое значение приобретает информационно-просветительская деятельность, направленная на воспитание грамотных и активных потребителей и добросовестных предпринимателей.  

  В настоящее время лишь добросовестный, грамотный и информированный предприниматель способен достигнуть успехов в развитии собственного бизнеса. Учитывая требования времени, наша организация оказывает практическую юридическую и экономическую помощь организациям, проводит профессиональное обучение и переподготовку их кадров, организует семинары по обучению сотрудников субъектов предпринимательской деятельности, способствует формированию цивилизованных взаимоотношений между предпринимателями и потребителями.

— Понятно, что проведенное вами исследование торговых предприятий края фрагментарно, тем не менее его результаты за неимением иных источников информации показательны. Озвучьте главные итоги.

  Чуда не произошло: ставропольские потребители крайне негативно оценивают деятельность местных торговых организаций, да и продавцы в анонимных беседах не отрицают факты работы с нарушениями. Нам удалось ознакомиться с состоянием организации торговли в 386 торговых организациях края и торговых точках индивидуальных предпринимателей. Мониторинг проводился в городах КМВ, Ставрополе, Невинномысске, Андроповском, Благодарненском, Грачевском, Новоалександровском и Шпаковском районах края. В результате было установлено, что практически на всех объектах исследования выявлены существенные нарушения закона “О защите прав потребителей” и правил продажи отдельных видов товаров.

— Какие нарушения наиболее распространены? — Показательно, что всеми без исключения участниками исследования отмечено, что адреса торговых точек можно определить лишь с помощью арифметических вычислений или опроса местных жителей. Также повсеместно установлены факты нарушений режима работы торговых предприятий. В нарушение статей закона “О защите прав потребителей” у 80 процентов торговых точек неправильно оформлены вывески, у 18 процентов

— не хватает наименования, а у 35 процентов — отсутствуют сведения о режиме работы.

   В торговых точках индивидуальных предпринимателей, особенно находящихся вне пределов городских рынков, отсутствуют сведения о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего их органа. Еще владельцы магазинов уделяют недостаточно внимания предоставлению информации покупателям об их правах с помощью уголков потребителя. Содержание последних не отвечает установленным законодательством требованиям [отсутствие журнала проверок, журнала жалоб и предложений, разрешительной документации]. Часто уголки потребителя отсутствуют вообще. Удельный вес таких нарушений составил 70% от общего числа обследованных предприятий торговли.

   Одним из грубейших нарушений является неправильное оформление ценников на реализуемые товары. В торгующих организациях не обеспечено их единообразие и четкое оформление, отсутствует указание сорта, веса, даты оформления, а также подписи материально ответственного лица или печати организации. На 10% объектов установлены факты нарушения правил продажи отдельных видов товаров в части требований к товарному соседству продуктов.

Беседовал

Николай Суховский



14.12.2010
Источник: Ставропольский бизнес
«назад

скорая правовая помощь


опрос

Потребитель для предпринимателя Кто???


Проголосовало: 201


Какие сферы потребления требуют первоочередного внимания?


Проголосовало: 107


Как Вы считаете, за счет чего повышаются цены на продукты питания?


Проголосовало: 102


Считаете ли Вы целесообразным создание общественной организации по защите прав потребителей?


Проголосовало: 93


К кому вы обращаетесь, когда Ваше право потребителя нарушено?


Проголосовало: 85


Знакомы ли вы с Федеральным законом по защите прав потребителей?


Проголосовало: 82


Обращаете ли вы внимание на реквизиты товара (состав, срок годности, производитель и т.д.)?


Проголосовало: 78


Растут ли цены на продукты питания в последний месяц, если растут, то быстрее, чем в прошлом месяце?


Проголосовало: 78


При увеличении тарифов на оплату коммунальных услуг обещают повысить качество предоставляемых услуг. Какие из перечисленных услуг улучшились у вас?


Проголосовало: 79


Как Вы оцениваете доступность к инфрастуктуре поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае?


Проголосовало: 79


Являлись ли Вы участником государственных программ поддержки предпринимательства?


Проголосовало: 78


© ООО «Агентство развития и безопасности бизнеса», 2009 г.
Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации.

Rambler's Top100

 Дизайн и разработка сайта: ООО  «IT'Lab»
тел.: 8 (8652) 23-05-09