Публикации

Рыбки в мутной воде

 

 
Уснувшая стража
Сейчас о помощи малому бизнесу не твердит только ленивый чиновник. За последние годы в этой сфере принято несколько краеугольных законов: в 2007-м – «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в 2008-м – «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора)». Плюс бессчетное число ведомственных постановлений, указов, распоряжений...
Однако, как показывает практика, большинство этих нормативных актов не работает. На местах реальная власть – в руках «голодных» участковых, санитаров, ветеринаров, налоговых инспекторов, каждый из которых нагло заявляет в лицо предпринимателю: «Закон – это я!». Контролеры берут нахрапом и сплоченностью, а против бизнесменов играет их же собственная пассивность, запуганность и правовой нигилизм.
Поэтому в предпринимательской среде как нигде более верен принцип: защити себя сам. Самые инициативные бизнесмены создают общественные организации, призванные отстаивать их интересы. Самая деятельная среди них – краевое отделение «Организации предпринимательских объединений России» («Опора России»).
Недавно здесь началось создание Информационно-консультационый центр по работе с бизнесменами («Скорая помощь» предпринимателям). Основная задача центра – проводить  оперативные юридические консультации и следить за законностью проводимых проверок. В первую очередь это коснется бизнесменов, торгующих на рынках (а таких на Ставрополье насчитывается около 140 тысяч).
Поддержку краевой «Опоре» в этом вопросе оказали Минэкономики края, ГУВД, Роспотребнадзор и налоговая служба – те самые контролеры, от которых бизнесменам вроде житья нет. Зато неожиданным тормозом помощи «малышам» оказался крупный бизнес. Руководство «Опоры» разослало информационные письма владельцам всех рынков Ставрополья с просьбой поддержать их начинание. Ответы пришли странные: дескать, у нас в штате есть собственные юристы и специалисты по правам потребителя, и никакой сторонней помощи нам не надо (читай: мы сами с усами, нечего нас учить).
 
Нарушений пруд пруди
Неужто и впрямь предприниматели, работающие на на рынках Ставрополя, горя не знают?! «Открытая» совместно с краевым отделением «Опоры России», Управлением Роспотребнадзора по краю и милицией провела рейды по двум крупнейшим рынкам краевого центра – Верхнему (торговый комплекс «Центральный», управляющая компания «Интеррос») и Юго-Западному (торговый комплекс «Андреевский», управляющая компания «Н-Техника»).
Первым на повестке дня у нас «Андреевский». «Наши» контролеры, как их обязывает закон, сразу идет в администрацию рынка, чтобы отметиться в журнале регистрации. Во время проверки должен сопровождать сотрудник администрации (а то вдруг контролеры начнут "прессовать" торговцев) – но в "Н-Технике" своего человека отправить с нами почему-то отказываются.
Сециалист отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора слету замечает массу нарушений. В овощных рядах царит антисанитария: ящики с фруктами стоят прямо на асфальте, без поддонов; под урнами какие-то отвратительного вида потеки, подгнившие фрукты продают вместе с хорошими... Живая рыба в стеклянных кубах плещется вперемешку с дохлой (хотя падаль должны оперативно изымать в отдельный контейнер, чтобы не отравляла трупным ядом воду). Здесь же, рядом с замороженной рыбой, бойкая продавщица разложила морские салатики – в то время как хранить полуфабрикаты и готовые продукты вместе совершенно недопустимо.
На мясные и молочные продукты и вовсе нет ценников. В мясном отделе большинство реализаторов без нарукавников и белых колпаков; колбасы и ветчины выложены прямо на прилавке, хотя как скоропортящиеся продукты должны храниться только в холодильниках. Холодильники-то у торговцев есть, только они не работают. В магазине, где продают мясной фарш, нет рукомойника с водонагревателем и надраковинных стеллажей для хранения и сушки инвентаря. Из-под прилавка продают не прошедшие ветконтроль домашние яйца, что категорически запрещено.
И это далеко не всё. Ясно, что нарушений санитарных норм предостаточно. Возможно, какие-то из них рядовой потребитель и не заметит, а вот от взора опытного санврача они никогда не ускользнут. А ведь в штате рынка есть даже несколько таких врачей, выходит, работают они на "двоечку". И ведь большинство нарушений касаются скоропортящихся продуктов – а это уже прямая угроза здоровью и жизни покупателей.
 
Просто сказка!
Далее направляемся к зоне вещевой торговли. Здесь ребята из Промышленного ОБСПРИАЗ наметанным глазом также видят несметное число нарушений. Большинство реализаторов – без обязательных бейджиков (где должны быть указаны их ФИО и реквизиты предпринимателя). На видном месте в каждой палатке должен буть "Уголок покупателя" – доступная информация об индивидуальном предпринимателе или ООО с указанием его юридического адреса и ИНН (чтобы в случае чего потребитель знал, на кого жаловаться).
На товарах нет ценников, а если и есть, то оформлены они тяп-ляп (на крохотной картонке корявым почерком написаны цена да размер). Между тем, по закону, каждый ценник обязательно должен содержать дату составления, название торгового предприятие, артикул изделия, да еще и иметь печать индивидуального предпринимателя. Это необходимо в первую очередь для защиты самого потребителя, чтобы продавец самовольно не завышал цены. 
В каждой торговой палатке радуют глаз лейблы "D&G", "DSQuared", "Versace" – каждая вещь по пятьсот рублей. Никакой нормальный человек, конечно, не поверит, что это и есть подлинный haute couture. Но все контрафактность налицо – а администрация рынка и горя не знает, действенный контроль отсутствует напрочь.
Сотрудники ОБСПРИАЗ выбирают одну из таких торговых точек, где торгуют джинсами (если верить лейблам, есть даже "Armani" и "Iceberg"). Нарушения – такие же, как у всех: ценники не на всех товарах, информация о владельце палатки запрятана в дальний угол, так что разглядеть ее решительно невозможно. Милиционеры начинают составлять протокол.
Я интересуюсь у девушки-торговки, знает ли она свои права при проведении подобных проверок; какие документы обязательно должен предъявить контролер; как оформляется протокол? На все вопросы девушка растерянно отвечает: "Откуда мне знать про ваши законы...". Спрашиваю, есть ли у нее обязательный журнал проверок, где должен отмечаться каждый контролер (ведь это едва ли не самый действенный механизм защиты прав предпринимателей). "Какой еще журнал, разве нам кто-то говорит, что его заводить надо..." – грустнеет девушка.
Такие же ответы получаем и от других опрошенных торговцев. Вывод печальный: предприниматели, работающие на "Андреевском", свои права не знают вообще! И в том непосредственная вина управляющей компании: по закону "О розничных рынках" именно она обязана обеспечивать торгующих правовыми консультациями, предоставлять все виды связи, и в том числе средствами коллективного доступа в Интернет (чтобы бизнесмены могли самостоятельно изучать правовую базу). Когда начинаешь рассказывать предпринимателям об их правах, они слушают, словно сказку...
 
Обирают до нитки
Оставив милиционеров составлять протоколы, движемся далее. Захожу в магазинчик хозтоваров, на ходу придумываю легенду: приехал из Белоруссии, хочу торговать на каком-нибудь рынке Ставрополя, вот и присматриваюсь, какой лучше. Хозяин магазина принимает меня, как родного и начинает расписывать, как тяжко работается людям на "Андреевском": цены за аренду заоблачные (ларек – двадцать тысяч, палатка – восемь), за въезд на территорию – плати, за хранение товара – плати...
 – У меня вот прописки нет, проблемы с милицией будут? – интересуюсь осторожно.
– Да какие проблемы?! Участковый свой человек, всё понимает, – говорит мой новый знакомый и показывает красноречивый жест-"щепотку".
– А часто вообще проверки разные бывают?
– Часто, мочи нет. Вот сейчас по одежным рядам ПРИАЗ ходит (надо же, как оперативно работает на рынке "сарафанное радио"!).
С торговцами фруктами пускаю уже другую легенду: мол, хочу торговать на рынке арбузами, только они нитратами пичканные. "Да ничего страшного!" – отмахиваются реализаторы, – "Подмажешь и любые арбузы продашь". 
Прямо около "Андреевского" садимся в такси и едем на "Верхний рынок". На наши расспросы таксист-армянин рассказывает, что работать с каждым годом становится все сложнее. Гаишники постоянно обдирают, так еще и каждую неделю "бригадир" берет пятьсот рублей только за право стоять возле рынка.
Стоит признать, что на "Верхнем рынке" ситуация ничем не отличается от "Андреевского". Торговцы забиты и запуганы, прав своих не знают. Зато администрация чувствует себя вольготно, исправно получая с них деньги за каждый чих. особенно жалуются на санитарный контроль: например, у "овощников" экспертиза товара стоит тридцать рублей в день, а продуктов санитары набирают на полсотни. На центральной площади рынка расхоживают люди с табличками: "Золото, доллары", хотя еще с 2000 года постановлением гордумы на территории рынков запрещено продавать драгметаллы и проводить валютные операции. И куда смотрит милиция?
В общем, по итогам рейда можно сделать неутешительный вывод. Владельцы городских рынков относятся к малому бизнесу ничуть не лучше "голодных" чиновников и контролеров, обирая их до нитки (пусть и на законных основаниях). Потому-то они и не заинтересованы в повышении правовой грамотности предпринимателей – .в мутной воде всегда легче ловить рыбку. И противостоять этому наката монополистов простые бизнесмены могут только сплоченность.
 
Антон ЧАБЛИН
 
Газета ОКРЫТАЯ для Всех и каждого № 37/376 от 16-23 сентября 2009г.
 
 
 
Комментарий   члена правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства, председатель регионального отделения ОПОРА РОССИИ С.А.Харитонова.
 
         Положение на рынках хуже, чем мы предполагали. И если не принять срочных мер, то некоторые нужно просто закрывать, как это уже случилось в Москве.
      Нельзя доводить ситуацию до этого. Ведь пострадает большое количество предпринимателей.
К сожалению, не все это понимают. Это соответствует той оценке, которую дал в своей статье Дмитрий Медведев « Россия Вперёд» .
        С одной стороны - это ничего не предпринимающие предприниматели, а с другой  - отвечающие за наведения порядка на рынках руководители и чиновники, которые получают за это заработную плату.
 

 



17.09.2009
«назад

скорая правовая помощь


опрос

Потребитель для предпринимателя Кто???


Проголосовало: 201


Какие сферы потребления требуют первоочередного внимания?


Проголосовало: 107


Как Вы считаете, за счет чего повышаются цены на продукты питания?


Проголосовало: 102


Считаете ли Вы целесообразным создание общественной организации по защите прав потребителей?


Проголосовало: 93


К кому вы обращаетесь, когда Ваше право потребителя нарушено?


Проголосовало: 85


Знакомы ли вы с Федеральным законом по защите прав потребителей?


Проголосовало: 82


Обращаете ли вы внимание на реквизиты товара (состав, срок годности, производитель и т.д.)?


Проголосовало: 78


Растут ли цены на продукты питания в последний месяц, если растут, то быстрее, чем в прошлом месяце?


Проголосовало: 78


При увеличении тарифов на оплату коммунальных услуг обещают повысить качество предоставляемых услуг. Какие из перечисленных услуг улучшились у вас?


Проголосовало: 79


Как Вы оцениваете доступность к инфрастуктуре поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае?


Проголосовало: 79


Являлись ли Вы участником государственных программ поддержки предпринимательства?


Проголосовало: 78


© ООО «Агентство развития и безопасности бизнеса», 2009 г.
Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации.

Rambler's Top100

 Дизайн и разработка сайта: ООО  «IT'Lab»
тел.: 8 (8652) 23-05-09