В региональном отделении Опоры России состоялось обсуждение проекта закона Ставропольского края «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента», подготовленного и принятого в 1-ом чтении Государственной Думой Ставропольского края.
На совещании приняли участие представители УФНС, ИФНС, комитета финансов и бюджета г. Ставрополя, комитета экономического развития г. Ставрополя, предприниматели.
Обсуждение показало несовершенство как федерального закона, так и проекта закона Ставропольского края.
Федеральным законом предусмотрено совершенно излишнее расширение видов деятельности, попадающих под действие патента, и возможность применения патентной схемы к предприятиям с 5-тью наемными работниками. Использование 5-ти работников приведет к значительному выпадению доходов бюджета в сравнении с применением налогообложения по ЕНВД. По Мнению ОПОРЫ России, основной целью этого закона должно быть уменьшение доли теневой экономики за счет применения патентной системы без применения контрольно кассовой техники и ведения бух учета. Настоящий ФЗ не предусматривает освобождения от использования ККМ и ведения документации и предусматривает налоговый режим определенный ст. 326 налогового кодекса.
Краевой закон был рассмотрен с проведением экономической и юридической экспертизы. Например, в приложении 1 ЗСК для вида деятельности – услуги, определена предельная доходность 225 тыс. руб. в год. Для сравнения, в Москве – 180 тыс. руб. в год по этому виду деятельности. Рассчитав месячный доход няни, получается з/п значительно выше средней по Ставропольскому краю. Ставки ЕНВД и предлагаемой патентной системы по одинаковым видам деятельности отличаются в разы. Суммы предельной доходности патента завышены по отношению к системе ЕНВД при расчете на одного работника в несколько раз. При расчете использования 5-ти наемных работников, в сравнении с ЕНВД, образуются значительные выпадения доходов бюджета. В общей части проекта закона СК говорится, что закон не приведет к выпадению доходов бюджета. Однако на практике получается обратное. Суммы предельной доходности в приложении №1 не отражают реальных доходов. Например, чистка обуви – 84 тыс. руб. в год и выпечка булочек – 94 тыс. руб. в год.
Коэффициенты приложения 2 закона СК также вызывают много вопросов. Например, коэффициент 0.8 для г. Ессентуки и 0.9 для г. Невинномысск. В данном случае подход только по численности населения не учитывает, что Ессентуки - город курорт, и к населению города надо прибавить отдыхающих. Неясно как применять коэффициент к населенным пунктам, входящих в состав муниципальных образований. Например, МО г. Михайловск имеет в своем составе несколько хуторов.
ОПОРА России считает, что закон СК не приведет к заявленному выводу бизнеса из теневого оборота и не создает благоприятных социально-экономических условий для развития малого бизнеса.