ЗПП

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    Родиной потребительского движения являются США. Начиная с 60-х годов ХХ века это движение распространилось во многих странах Европы и сейчас имеет огромное значение во всех сферах общественной и политической жизни, экономики. А начиналось оно еще в 60-80 годах XIX века, когда в США прошли первые компании по защите прав потребителей от железнодорожных монополий, завышали цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате удалось добиться того, чтобы государство контролировало железнодорожные тарифы, создав специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами в 1899 году была организована Национальная лига потребителей.

     В начале ХХ века борьба за права потребителей разгорелась вокруг законодательства о контроле за качеством пищевых продуктов и медикаментов. В 1935 году был создан Союз потребителей, насчитывающей сегодня в своих рядах свыше 5000000 человек. Именно деятели этой организации первыми призвали к бойкоту товаров из фашистской Германии в тридцатые годы.
     В 1966 году известный общественный деятель Р. Нейдер создал Центр по исследованиям качества продукции разных производителей, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности промышленных предприятий для экологии. В этот же период появилось несколько “однопроблемних” групп: Центр безопасности автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования телекоммуникаций и др. Эти группы занимались заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей. Итоги исследований публиковались в специальных потребительских изданиях “Multinational monitor” и “Consumer Report”. Стратегия Р. Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют возможности обеспечивать, в частности охране окружающей среды, безопасность работников на рабочих местах. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванный “десантом Нейдера”, он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковки пищевых продуктов, контроль за радиационной обстановкой и запрете использования ДДТ как пестицида.
     В 1968 году много разрозненных общенациональных и местных обществ объединились в Американскую федерацию потребителей со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели - координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.
     Постепенно потребительское движение стал еще активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США “Специальное послание о защите интересов потребителей”, в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без увеличения способности граждан потреблять и покупать товары и услуги, нет экономического развития и невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций затем объявила 15 марта Всемирным днем прав потребителей. Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди была основана Консультативный совет по делам потребителей, преобразованная в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банков и финансов, науке и транспорту и др.) работают подкомитеты по проблемам потребителей, их заседания проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний отдельными изданиями публикуются стенографические отчеты.
         В США было положено начало массовому движению потребителей, сейчас объединяет более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.
         После 1945 года потребительское движение получил широкое распространение во многих западноевропейских государствах.
        В России потребительское движение организационно оформилось 22 года назад. В сентябре 1988 года был создан Ленинградский клуб потребителей, в ноябре того же года – Московский союз потребителей. Уже через год учреждается Федерация обществ потребителей СССР, первым президентом которой был избран Анатолий Собчак. Годом спустя свыше тридцати российских потребительских организаций объединились в Союз потребителей РФ, который стал одной из первых массовых неполитизированных структур гражданского общества новой России. В Советском Союзе все    общественные     организации создавались решениями органов власти – мы же объединились сами в ответ на потребность едва ли не каждого гражданина, чьё чувство собственного достоинства и материальный интерес систематически ущемлялись некачественными товарами или услугами.
За эти годы Россия фактически прошла путь, на который в других странах понадобились многие десятилетия. В стране вот уже 18 лет действует закон «О защите прав потребителей», созданы государственные и муниципальные органы, защищающие потребительские права, в большинстве регионов возникли общественные объединения, появились  
юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются – по долгу службы или по личной инициативе – защитой прав потребителей.
За эти годы только в Союзе потребителей России, объединяющем более ста региональных организаций, квалифицированную правовую помощь получили два с половиной миллиона граждан, чьи потребительские права были нарушены. Составлено свыше 350 тысяч претензий и исковых заявлений. По обращениям граждан проведено 150 тысяч экспертиз. Выиграно более 50 тысяч дел в судах. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба измеряется миллиардами рублей. По данным опросов потребителей, эффективность общественной защиты весьма высока: при обращении непосредственно к продавцу или изготовителю товара, исполнителю услуги, или в органы власти потребителю не удается положительно разрешить возникшую проблему примерно в каждом пятом случае; если же за дело берутся общественные защитники, такое случается в несколько раз реже.
      Квалифицированная правовая помощь потребителям – основная задача. Ежегодно страна оказывает ее более чем 200 тысячам граждан. Но цель общественных объединений потребителей – научить каждого, самостоятельно восстанавливать свои нарушенные права. Мы уверены, человек, у которого сформировались правильная мотивация и навыки защиты своих прав в потребительской сфере, сделал очень важный шаг к полноценной гражданской позиции. Помочь ему в этом – наша миссия.
Союз потребителей РФ предложил по образцу европейских стран программу правовой поддержки потребителей, включающую формирование национальной некоммерческой сети консультационных пунктов и центров для потребителей, а также создание Интернет-портала «Защита прав потребителей», объединяющего существующие информационные ресурсы и обеспечивающего обратную связь с потребителями. В 2007 году завершен первый этап проекта, в ходе которого были созданы, оснащены необходимым оборудованием (в том числе за счет президентского гранта) и приступили к работе 16 консультационных центров и пунктов в различных регионах страны. В результате бесплатную правовую помощь в рамках проекта только во втором полугодии 2007 года получили десятки тысяч социально незащищенных потребителей. Для продвижения намеченной программы необходимо, особенно в ближайшие два-три года, финансирование  из средств федерального бюджета, предназначенных на поддержку развития организаций гражданского общества.
Поскольку новые формы отношений на потребительском рынке зачастую влекут наиболее массовые и болезненные ущемления интересов потребителей, СПРФ систематически   инициирует изменения в Законе "О защите прав потребителей", ставящие такую практику вне закона. Последние поправки в закон, принятые в 2007 году, касались защиты потребителей при предварительной оплате ими товаров, при дистанционной покупке, получении потребительского кредита, гарантийном ремонте и др. В интересах потребителей внесены поправки к Жилищному кодексу, Уставу автомобильного транспорта и ряду других существенных отраслевых законов.
Появились первые примеры   партнерского  сотрудничества потребительских организаций с бизнес-ассоциациями. Самым ярким из них стало соглашение СПРФ и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) о принципах реализации прав потребителей в период действия гарантийного срока на товар.
Самые больные вопросы защиты прав потребителей теперь обсуждаются   Консультативным советом по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре, Общественно-консультативным советом при ФАС России, Общественным советом при Ростехрегулирования, в составе которых есть представители СПРФ.
Вместе с тем статус решений, принимаемых вновь созданными общественными советами, ниже, чем он был у существовавшего до 2004 года Межведомственного совета по защите прав потребителей, формируемого Правительством РФ. Без предварительного обсуждения на Межведомственном совете не принимался ни один нормативно-правовой акт, затрагивающий права потребителей. Сейчас же многие правительственные постановления принимаются без какого-либо общественного обсуждения, что уже неоднократно приводило к необходимости их последующей корректировки, в том числе и на основании решений Верховного Суда РФ. 
К сожалению, защита прав потребителей не привлекла до сих пор заметного внимания высших органов государственной власти Российской Федерации. Между тем потребители - это самая массовая группа, чьи законные права и интересы постоянно нарушаются и нуждаются в защите. Наиболее эффективным механизмом такой защиты мы считаем разработку, принятие и реализацию федеральной целевой программы, включающей перечисленные выше направления защиты прав потребителей, а также предусматривающей развитие взаимодействия правозащитных потребительских организаций с бизнес-сообществом и органами власти. Первые шаги в этом направлении, но пока еще на региональном уровне сделаны в Ростовской области, Республике Башкортостан, Санкт-Петербурге, Астрахани, где приняты такие целевые программы.



скорая правовая помощь


опрос

Потребитель для предпринимателя Кто???


Проголосовало: 201


© ООО «Агентство развития и безопасности бизнеса», 2009 г.
Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации.

Rambler's Top100

 Дизайн и разработка сайта: ООО  «IT'Lab»
тел.: 8 (8652) 23-05-09